Многие в музыкальной индустрии на сегодняшний день сталкиваются с темой сведения треков, мастеринга треков или проще сказать обработкой трека. Проще говоря, процесс сведения – это такой процесс, при котором записанный на студии или других условиях материал подвергается вмешательству звукорежиссера и последующей обработке с целью придания конкурентно способного звучания, а также исправлению ошибок, допущенных во время записи. Суть вроде бы вкратце ясна для более продвинутых пользователей, но для новичков может возникнуть ряд вопросов. Сегодня я попытаюсь доступно для всех объяснить, что из себя представляет сведение трека. Времени на чтение уйдет не более десяти минут, зато ты будешь знать, что такое сведение и станешь более образованным в сфере музыкального производства.
Еще лет 30-40 назад технологии не было столь доступны и продвинуты, как на сегодняшний день, а сам процесс был дорогостоящим и недоступным для рядового пользователя. Не было популярных секвенсоров (программ для записи и последующей обработки звука), были лишь пульты и магнитофоны, в которых было ограничено даже количество дорожек для записи. Но на сегодняшний день все стало намного доступнее. Достаточно лишь иметь более менее вменяемую аппаратуру (которая сегодня доступна практически каждому), компьютер с необходимым софтом и плагинами, а также необходимые знания и безудержное желание.
Сведение музыкальных треков – это прежде всего творческий процесс, который не имеет границ. Ключевую же роль играет пожелание заказчика. Зачастую клиенты обращаются к звукорежиссеру с целью сделать свой трек, звучание которого будет идентичным по отношению к трекам, которые заказчик отправит исполнителю. Некоторые же, в свою очередь стремятся добиться собственного фирменного звучания и зачастую отходят от стандартов звукозаписывающих студий. Хорошо это или плохо сложно конечно ответить, но скорее всего хорошо, так как эксперименты над звуком рождают новые стили.
С помощью чего же звукорежиссеры добиваются этого самого качественного звука? Попав на студию вы наверняка увидите там железные приборы, с помощью их и проходит обработка звука. Но также существуют и программные имитации этих самых плагинов. Они эмулируют звучание самых современных приборов и зачастую этого достаточно для качественного трека. Эти плагины распространяются в различных форматах: самым популярным является VST или его более новая версия VST3, а также AAX для пользователей программного обеспечения Pro Tools и формат AU, для пользователей продукции Apple.
У каждого плагина свое предназначение: одна категория используется для эквализации (частотной обработки), другая для компрессии (отвечает за плотность и ровность звучания), лимитирования, максимизации (с их помощью микс можно сделать более громким с минимальной потерей качества звучания), реверберация, delay, хорус, сатурация и т.д. (используются как дополнительные эффекты для обработки пространства).
Для тех, кто желает знать, что такое сведение, эта статья является необходимым минимумом, чтобы иметь об этом процессе представление.